Как работать без ущерба учебе: истории из жизни

По данным опроса, проведенного Службой исследований HeadHunter с 16 по 22 января, 61% студентов вузов совмещают учебу с работой. Причем, из тех, кто учится на дневной форме, работают тоже больше половины — 54% (27% — по гибкому графику, 10% — полный день, еще 10% — удаленно и 7% — по сменному графику).
Анна Екомасова
Анна Екомасова
журналист

Чем раньше начать работать, тем лучше для будущей карьеры: можно выйти из вуза не только с дипломом, но и с опытом. Или вовремя понять, что поторопились с выбором профессии, и поменять направление. Но как совмещать работу и учебу не в ущерб тому и другому? Это всегда трудно, но главное — реалистично оценить свои силы и нагрузку. Вот две истории с разными подходами.

Когда нужно признать, что диплом важнее

Наталия Никульцева, менеджер образовательных проектов в вузе:

Я училась на бакалавриате журналистики и уже со второго курса вышла на постоянную работу (до этого только стажировалась в редакции). Эта работа была с частичной занятостью, и ее можно было совмещать с учебой: я писала новости, снимала видео, фотографировала, вела социальные сети. Проработала так до выпуска из бакалавриата.

После поступления в магистратуру я стала работать уже полный день — устроилась проектным менеджером в свой вуз. Это удобно: пары приходились на вечернее время или на субботу, время на дорогу с работы на учебу тратить было не нужно. Коллеги и преподаватели часто шли мне навстречу и в работе, и в учебе.

Мне нравилась атмосфера вуза — вокруг поток творческой и интеллектуальной энергии, он подстегивал меня придумывать что-то новое, ставить перед собой интересные профессиональные и учебные задачи.

Но сложности, конечно, были тоже. Учеба на гуманитарном направлении подразумевает большой объем чтения. Выходных на это не хватало, приходилось читать и ночами в будни. Всё успеть невозможно — я быстро попрощалась с комплексом отличницы.

Мне нравилось совмещать работу с учебой, но за полгода до окончания магистратуры стало понятно, что написать дипломную работу я не успеваю. Физически время на нее оставалось, но сложно было совместить два типа мышления — прикладной на работе и фундаментально-аналитический в учебе. К тому же для дипломной работы мне нужно было покопаться в архивах, а их часы работы совпадали с моими. С работы пришлось уйти, хотя мне не хотелось с ней расставаться.

Я на несколько месяцев с головой погрузилась в научные исследования, сидела в архивах и библиотеках. В итоге успешно сдала госэкзамен, написала дипломную работу, защитилась, стала магистром. И летом начала искать новую работу: разместила резюме на hh.ru, каждый день смотрела вакансии, активно откликалась. В итоге получила три приглашения и выбрала из них самое привлекательное для меня: я снова работаю в вузе. Оказалось, что это моя среда, она мне очень нравится. Здесь мне пригодился весь опыт сразу — и учебно-образовательный, и профессиональный, и научно-исследовательский.

Когда совмещение работы и учебы — норма жизни

Марина Колмакова, специалист по таргетированной рекламе в рекламном агентстве:

Примерно с 13 лет я начала подрабатывать как копирайтер: приходила после школы домой и писала тексты. Так я зарабатывала свои первые карманные деньги.

Мои родители меня поддерживали в желании работать. Мама даже несколько раз брала под своим именем заказы для меня, потому что сложно было с ходу убедить заказчика в том, что 15-летняя школьница может писать качественно и в срок.

Первую более-менее постоянную удаленную работу я нашла в 10-м классе. Устроилась тогда администратором проекта. Мне надо было вести социальные сети для этого проекта, а еще делать холодные звонки, приглашать людей регистрироваться. Совмещать эту работу со школой было довольно просто: как правило, я делала всё необходимое сразу после занятий и всё успевала.

В вузе стало сложнее. Я поступила на дневное отделение факультета маркетинга и переехала в общежитие. При таких условиях заниматься холодными звонками было очень неудобно, не хватало тишины. К тому же мне могли перезвонить в любое время. Несмотря на это, я проработала на проекте до лета. Потом снова занялась копирайтингом на фрилансе, а на третьем курсе устроилась в рекламное агентство SMM-менеджером. Причем работала полный день. Подстраивала работу под график учебы: у меня в какие-то дни были утренние пары, и тогда я приезжала в офис днем и была там до позднего вечера, а в какие-то дни, наоборот, утром ехала в офис, а потом в университет. У нас был молодой и классный коллектив, мне шли навстречу — отпускали на занятия.

А вот преподаватели в вузе не одобряли работающих студентов, говорили, что совмещать одно с другим невозможно. Но я не могла отказаться от работы, потому что мне нужны были деньги, да и в целом работа нравилась.

Из-за работы я, конечно, уже не могла быть отличницей, как на первом курсе. Но я не жалею об этом. Работала я фактически по специальности, а маркетинг лучше усваивается на практике, чем в теории. Еще удобно, что учебные проекты я закрывала с помощью рабочих проектов. Но всё равно я очень сильно уставала.

Честно говоря, сейчас я даже не понимаю, как я у меня хватило сил совмещать учебу и полноценную работу. Безусловно, это требует больших моральных и физических сил. А еще, чтобы не возникло проблем с учебой, очень важно уловить подход преподавателей. Для кого-то посещаемость не важна, главное — сдать итоговые проекты, для кого-то — наоборот. Надо грамотно распределять свои силы и планировать. От этого очень много зависит.

Еще важнее глобально понимать, что у тебя в приоритете, какая у тебя цель. Если ты хочешь получить образование, то, наверное, не стоит искать полноценную работу, достаточно и подработок. Если, наоборот, работа стала смыслом жизни, а университет «лишь бы окончить», то достаточно следить, чтобы не отчислили. Многие мои однокурсники работали барменами по ночам для заработка, это точно не помогло их профессиональному росту как маркетологам, но зато они вполне успешно совмещали это с учебой.

Сейчас я снова учусь — в магистратуре на курсе литературного мастерства. И снова совмещаю учебу с работой. Причем образование, которое я сейчас получаю, не имеет прямой связи с моей будущей карьерой, просто я увидела информацию в интернете, и меня очень заинтересовала эта программа. Коллеги сильно удивились, когда узнали, но пошли навстречу и даже разрешили остаться на полставки, хотя в агентстве такое не предусмотрено. Я убеждена: в любом случае всё, что мы изучаем, рано или поздно пригодится.